Шри Шри Гуру Гаурангау Джайатах

 

Госвами Вриндавана

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

 



Перевод Муралишвара Прабху



Преданный: Не могли бы вы рассказать нам о том, как Госвами обрели вдохновение и видение, благодаря которому они написали свои книги?

Шрила Говинда Махарадж: В действительности, они были вдохновлены Махапрабху, и Он послал их во Вриндаван Дхам открыть места игр Радхи-Кришны. Вначале Сам Махапрабху пошел туда, а позже Они последовали за Ним. До этого Махапрабху учил Рупу Госвами в Праяге, а Санатану Госвами – в Бенаресе, Варанаси. Затем по указанию Махапрабху они отправились во Вриндаван. Нитьянанда Прабху также сказал Шриле Дживе Госвами, что Махапрабху дал севу ему и его семье. Джива Госвами родился в семье Санатаны Госвами. У Санатаны Госвами был старший брат, которого звали Анупама, но он оставил тело, и Рупа и Санатана направились во Вриндаван и проповедовали славу миссии Махапрабху.


Махапрабху дал Санатане указание составить «Вайшнава Смрити», поскольку такой раздел знания отсутствовал в нашей сампрадае, и потому Санатана написал «Хари-бхакти-виласу», где дал все правила и предписания. Но они (Рупа и Санатана – прим. пер.) служили мусульманскому царю и опасались, что некоторые представители индуизма не прислушаются к ним, поэтому обратились к помощи Гопала Бхатты Госвами, великого брахмина-пандита, и Санатана указал его автором «Хари-бхакти-виласы». Гопал Бхатта также внес свою лепту в этот труд, и он был полностью им одобрен. Госвами написали и представили множество замечательных книг, таких, как «Брихад-Бхагаватамртам», показывающая различные концепции и их восхождение к концепции Вриндавана. Рупа Госвами также был автором многих книг, и Рагхунатх Дас Госвами жил в обществе Рупы и Санатаны, и так они проповедовали во Вриндаване.
Существуют девять областей Набадвипа, именуемых островами, а во Вриндаване есть двенадцать частей или мест, и во всех этих местах проходят игры Кришны, и Госвами открыли, какие игры совершаются в каждом из них. Что-то уже было известно, а то, что оставалось неизвестным, они открыли. Махапрабху дал некоторое понимание того, как им совершить эту севу, и Шри Рупа и Шри Санатана оказали все виды служения Вриндаван Дхаму. С помощью своих спутников и друзей они служили священному Дхаму, а великие вайшнавы, такие, как Дас Госвами и Кавирадж Госвами, видели в Рупе и Санатане своих гуру. В то время, многие вайшнавы жили во Вриндаване, и многие спутники Махапрабху пришли туда; возможно, не все они упомянуты в «Чайтанья-чаритамрите», но некоторые из них были знамениты. Мы не найдем в ней имени Прабходананды Сарасвати, а он был великим преданным Махапрабху Шри Чайтанья Дева. Прежде чем написать «Чайтанья-чаритамрту», Кавирадж Госвами просил позволения Прабходананды Сарасвати, и тот был счастлив дать ему свои благословения, но просил не упоминать его имени в описании спутников Махапрабху.
Как бы то ни было, Госвами Вриндавана жили очень отрешенно и составили множество прекрасных песен и поэм на санскрите, прославляющих Шри Шри Радху-Кришну. Они проповедовали концепцию Махапрабху, Рупануга-бхаджан, и были лишены материальных привязанностей. Бродили по Вриндавану, принимая прибежище деревьев, каждую ночь проводя под новым деревом. Все знали Санатану Госвами и с любовью называли его боро баба, дедушка. Если в семье случалась ссора между мужем и женой или возникало несогласие родственников, они звали Санатану Госвами, чтобы он разрешил конфликт, и все стороны безоговорочно принимали его решение. В основном, Санатана Госвами жил в районе Нандаграма, где находятся дом отца Кришны и храм. Там расположен бхаджан-кутир Санатаны Госвами, а неподалеку, в сторону Джавата, где стоит дом Шримати Радхарани, есть место Кадамбакханди, и там иногда жил Рупа Госвами Прабху. В том месте он написал множество книг о Кришна-лиле: «Лалита Мадхава», «Видагдха Мадхава» и другие.
Когда преданные Махапрабху из других областей Индии приходили во Вриндаван Дхам, они оказывали поддержку вайшнавам, жившим там. Они давали тамошним вайшнавам приют и прасадам, потому что Махапрабху говорил им, что Его преданные во Вриндаване живут очень бедно и просто. «Все, что у них есть, – кусок ткани и сосуд для воды, они не имеют денег и каждую ночь принимают прибежище деревьев, поэтому, пожалуйста, позаботьтесь о Моих преданных, когда будете в тех местах», – так просил Махапрабху Своих последователей.
Джива Госвами родился в Бангла Чандрадвипе, который в наше время находится в Бангладеш. С раннего детства он слышал о славе Махапрабху. Хотя он был очень юн, он испытывал огромный энтузиазм и интерес к миссии Шри Чайтанья Дева. Джива Госвами не встречался с Махапрабху, но в Набадвипе он встретил Нитьянанду Прабху, и Нитьянанда Прабху показал Ему все места игр Махапрабху. Также в Набадвип Дхаме он встречался со всеми великими вайшнавами того времени, и Вишнуприя Деви была очень добра к нему.
Увидев Набадвип Дхам и всех последователей Махапрабху, Джива получил указание Нитьянанды Прабху пойти во Вриндаван и присоединиться к Рупе и Санатане. Нитьянанда Прабху объяснил, как Махапрабху дал семье Дживы служение Вриндавану. Следуя указанию Нитьянанды Прабху, Джива счастливо направился во Вриндаван. Он думал, что будет необходимо выучить санскрит, и какое-то время жил в Бенаресе, изучая Веды, Упанишады и санскритскую литературу под началом одного великого пандита. Шри Джива хотел утвердить концепцию Махапрабху в качестве высочайшей, и ради этого он изучил все писания Маявади и Вайшнавов, доступные в то время. В Бенаресе он изучал все это. Он обладал великим разумом и был знатоком санскрита; его родственники были сведущи в санскрите, поэтому он имел такие способности.
Рагхунатх Дас Госвами жил в Шаптаграме возле Банделя и был сыном крупного заминдара (землевладельца). Он был очень квалифицирован, отец посылал его изучать санскрит, и он стал великим пандитом; если вы прочтете его произведения, вы поймете, сколь учен он был.
Когда Джива пришел во Вриндаван, он принял посвящение от Рупы Госвами. Джива Госвами был столь великим ученым, что иногда Рупа спрашивал его, как будет грамматически правильным то или иное место. Но Джива Госвами был полон решимости, что никто не бросит вызов его гурудеву, и иногда приходили великие пандиты и хотели вступить в дебаты с Рупой, но Джива Госвами не позволял этим так называемым гьяни тревожить программу Шри Рупы. Шри Джива знал, что Шри Рупа и Шри Санатана жили в полном сознании Кришны, и хотел, чтобы никто не беспокоил их, но иногда Дживы Госвами не было поблизости, или эти пандиты шли непосредственно к Рупе и Санатане.
Однажды во Вриндаван пришел великий дигвиджай-пандит, чтобы одержать победу надо всеми известными учеными. Добившись своего, он узнал, что Рупа Госвами и Санатана Госвами также были очень уважаемыми пандитами, и хотел встретиться с ними и победить в споре. Сначала дигвиджай-пандит пришел к бхаджан-кутиру Санатаны и хотел дискутировать с Санатаной Прабху, но Санатана Госвами не желал тратить время на споры с этим человеком, и потому ответил дигвиджаю, что мы, дескать, обладаем скудными познаниями и не можем вести с тобой дебаты. Тогда пандит сказал: «Хорошо, поставь, пожалуйста, свою подпись на бумаге, удостоверяющей мою победу», и Санатана Госвами подписался. Затем пандит пришел к Рупе Госвами и сказал ему: «Посмотри, твой гуру расписался в своем поражении, ты будешь со мной дискутировать или тоже подпишешься?» Рупа Госвами взглянул на подпись и, признав почерк своего гуру, тоже подписался.
Но Джива Госвами не мог стерпеть эту прискорбную ситуацию. Этот дигвиджай-пандит слышал, что племянник Рупы и Санатаны – тоже великий пандит. Он думал: «Когда я одержу верх над Дживой Госвами, я стану победителем всех пандитов во Вриндаване».
По дороге к месту омовения Джива Госвами встретил этого дигвиджая. Пандит сказал Шри Дживе: «Взгляни, твои гуру поставили свои подписи на этом документе; ты тоже подпишешься или желаешь дискутировать со мной? Я слышал, ты сам великий ученый». Джива Госвами попросил дать ему посмотреть эту бумагу, и, когда пандит дал ее, он порвал ее и выбросил. Бросая вызов этому дигвиджаю, он сказал: «Ты глупец; ты не знаешь, куда и к кому ты пришел. Шри Рупа и Шри Санатана – это океан знания и милости. Они полны сознания Кришны и не захотели терять время на споры с тобой. Ты очень глупый и тщеславный человек, ты пришел к океану милости, но не получил даже капли этого океана. Ты столь горд собой, что хочешь тревожить их бхаджан ради споров со своей особой, ради твоего собственного эгоистического престижа, ради имени и славы! Я слуга слуг их слуг, так вступи в дебаты со мной и попробуй победить меня». Затем, в течение получаса Джива Госвами разгромил дигвиджая-пандита, и в качестве наказания Джива приказал ему пойти к его гуру и возложить себе на голову его лотосовые стопы. Когда некто побежден в споре, победитель имеет право определить наказание, это законно. Тогда пандит пошел к Рупе и Санатане и предложил им свои дандаваты, рассказав о том, что произошло. Но Рупа Госвами очень расстроился, услышав такое, и призвал Дживу, чтобы узнать от него о происшедшем. Он сказал Дживе, что тот не может оставаться во Вриндаване, поскольку ему присуще эго, в силу которого он захотел победить этого пандита, а человек, наделенный таким эго, не может оставаться в том месте. Только тот, кто смиренен, терпим и оказывает почтение другим, может жить во Вриндаване, и поэтому он попросил Дживу уйти.


Сердце Дживы Госвами было разбито этим приказом гуру, и он пошел на Ямуну, чтобы оставить тело. Он жил под деревьями и постился, и упал в обморок, когда преданный Махапрабху по имени Гопал, друг Дживы Госвами, пришел к нему на помощь. Гопал имел свакия-бхаву и паракия-бхаву, то есть чувства супружеской любви и чувства внебрачной любви. Он питал некоторую привязанность к супружеской любви, к семейной жизни согласно правилам Вед, отношениям мужа и жены. Это привлекало его больше, чем настроение тайных любовников, но, несмотря на это, он был другом Дживы Госвами, и Джива пообещал ему показать, что Радха и Кришна – вечные любовники. Хотя Джива оставлял тело, он помнил свое обещание, и за семь дней он написал великую книгу, «Гопал Чампу».
Санатана Госвами был опечален, узнав о том, как сурово Шри Рупа наказал Дживу Госвами, и пришел увидеться с ним. Он попросил Рупу рассказать ему в двух словах суть учения Махапрабху. Шри Рупа отвечал:


дживе доя, наме ручи, вайшнава севая
нирантара кара кришна нам санкиртан


Это учение Махапрабху. Дживе доя значит «милость к обусловленным душам», а наме ручи, вайшнава севая значит «воспевай Харе Кришна и совершай вашнава-севу», такова суть учения Махапрабху. Здесь джива указывает на обусловленные души, а также Дживу Госвами.
Тогда Санатана сказал: «Но я видел Дживу, он умирает на берегу Ямуны под деревом. Это плохо, он очень молод, и он лишь отстаивал честь своего гуру, и я думаю,что это нормально; почему ты так строг с ним?» И он ушел. Шри Рупа Госвами чувствовал, что Шри Санатана был его гуру, и думал, что Санатана хочет возвращения Дживы Госвами. И Рупа Госвами пошел на берег Ямуны, чтобы найти Дживу. Увидев гурудева, Джива заплакал, и Рупа Госвами привел его обратно, и они счастливо оставались вместе.
Когда кто-либо пытался научить Рупу Госвами чему-то, Джива Госвами не в силах был это стерпеть, и много раз он не мог сдержать себя в этом отношении. Шри Джива Прабху видел в Рупе Госвами высший авторитет в учении Махапрабху и не мог стерпеть, когда кто-то пытался дать наставления его гурудеву.
Однажды Джива Госвами бросил вызов Гопале Бхатте Госвами. Вот как это произошло. С полного одобрения Гопала Бхатты Госвами, Рупа Госвами использовал его имя в книге «Хари-бхакти-виласа». А Джива Госвами составил «Шат-сандарбху», основываясь на сочинениях Гопала Бхатты Госвами. Но однажды, когда Рупа Госвами составлял некие шлоки, а Гопал Бхатта счастливо слушал, он заметил, что в одном месте присутствует ошибка в санскрите, и ее можно исправить вот так. Рупа Госвами был очень смиренным и немедленно исправил ее. Джива Госвами также находился там на некотором расстоянии. Затем Гопал Бхатта Госвами ушел, и Джива Госвами показал Рупе Госвами сосуд для воды, давая понять, что собирается на Ямуну за водой, но не пошел туда. На самом деле, он побежал за Гопалом Бхаттой Госвами, желая выяснить, было ли правильным то, что Гопал Бхатта сказал о поэзии Рупы Госвами.
Гопал Бхатта спросил Дживу, как его зовут и почему его интересует поэзия Рупы Госвами. Джива Госвами ответил, что он слуга Рупы Госвами. Затем он сказал Гопалу Бхатте: «Понимаете, то, что написал Рупа, правильно, если Вы посмотрите на это место таким образом». Поняв смысл, Гопал Бхатта Госвами был очень счастлив слышать объяснения Шри Дживы. Он вернулся к Рупе Госвами и сказал ему: «Ты можешь оставить первоначальный вариант, он правильный, это я заблуждался. Твое сочинение совершенно», – и Рупа ответил: «Хорошо, если таково твое желание, я оставлю прежний вариант».
А затем Гопал Бхатта Госвами сказал Рупе Госвами: «Я видел юношу возле твоего бхаджан-кутира, он встретил меня, мы обсуждали твою поэму. Я думаю, он великий пандит. Кто он? Он очень разумный, он исправил меня. Расскажи мне об этом мальчике». Рупа объяснил, что Джива его племянник и старается служить здесь, но нехорошо, что он попытался «исправить твою грамматику». Но Гопал Бхатта отвечал: «То, что сказал этот мальчик, правильно, он прав, мое суждение было ошибочным. То, что ты написал изначально, правильно, пожалуйста, оставь этот вариант».
Гопал Бхатта Госвами ушел, Джива Госвами вернулся с водой, и Рупа сказал ему: «Ох, зачем ты делаешь это вновь и вновь, это нехорошо на самом деле. Ты живешь во Вриндаване Дхаме, поэтому ты всегда должен быть смиренным». Джива Госвами отвечал: «Да, Гуру Махарадж, это правда, но, если кто-то правильное считает ошибочным… Необходимо показать ему, что в вашем сочинении нет ошибок, вот все, что я сказал этому вайшнаву».
Но Рупа Госвами сказал: «Есть ошибки или нет – это неважно; то было желание вайшнава, чтобы я внес исправление, и я должен был внести его». Шри Рупа объяснил, почему он недоволен, что Джива вновь и вновь поступал так. Но в сердце своем Рупа испытывал большую любовь к Дживе и знал, что в будущем Джива совершит большое служение сампрадае, поскольку он в совершенстве знал санскрит, и его концепция философии Махапрабху была очень ясной.
Сейчас мы можем видеть все чудесные книги, составленные Дживой Госвами, а его «Шат-сандарбха» – это высочайшая философская книга в нашей сампрадае. Так Рупа Госвами, Санатана Госвами и Джива Госвами жили во Вриндаване в обществе многих других преданных Махапрабху. Друг Махапрабху по имени Джагадананда захотел отправиться во Вриндаван, и Махапрабху сказал ему, что там живут его хранители, и ему не нужно идти к другим. «Поскольку ты Мой друг, Джагадананда, они будут считать тебя высшим по отношению к ним, но, пожалуйста, не думай так. На самом деле, они находятся в более высоком положении, поэтому, пожалуйста, оставайся в их обществе и следуй их наставлениям, и не ходи смотреть Гопала на холме Говардхан, потому что это Сам Кришна. И не ставь стопы на этот холм». Таким был Его совет Его дорогому другу Джагадананде Прабху.
Позже, когда они завершили свою севу во Вриндаване, они приняли самадхи. Рупа Госвами принял самадхи в Радха-Дамодаре, а самадхи Санатаны Госвами находится рядом с Мадан-Манохаром. Джива Госвами и другие присоединились к миссии Махапрабху во Вриндаване, и в то время там жили очень многие преданные. Все Госвами Вриндавана жили очень долго – даже несмотря на то, что каждую ночь они отдыхали совсем немного, очень мало ели и им было за восемьдесят. Мы принимаем лекарства, а они нет; их тела были очень сильными, они носили минимум одежды и не имели обуви, – мы не можем подражать им. Рагхунатх Дас Госвами каждый день принимал только один стакан сливок (250 гр), а Рупа и Санатана иногда готовили чапати и хранили их по семь дней, а потом предлагали их с малым количеством риса и шпината Мадан-Мохану и принимали этот прасадам.
Когда в 1947 г. я был во Вриндаване со Шрилой Гуру Махараджем, мы жили в бхаджан-кутире Санатана Госвами. В нем две пещеры, в одной из которых жил Кришна Дас Бабаджи, а другая пещера была свободна. В этой пещере жил Гуру Махарадж, внутри ее две или три комнаты, и там жили другие бабаджи. Одного звали Динатихар Прабху, а другой был бабаджи-учеником Шрилы Сарасвати Тхакура, и еще там жил один или два бабаджи. Они показали мне, как они совершают мадхава кари и сохраняют роти.
Они совершали мадхава кари, то есть ходили от двери к двери, и жители Вриндавана давали им роти, и они собирали пятнадцать роти или более того. Они ели два роти утром и два вечером, а остальные роти хранили в открытом месте. Поскольку климат во Вриндаване очень сухой, роти высыхают, и через пятнадцать дней или месяц они становятся, как твердые бисквиты. Затем они размачивали роти в воде и утром клали два роти в сливки, а в полдень ели их. Еще два роти они ели вечером, а утром они ели вареную пшеницу со сливками – это был их завтрак. Мы тоже питались так, но они доставали для Шрилы Гуру Махараджа роти и дал. Я собирал роти и дал в чатре, в центре бесплатной раздачи пищи, в полдень. Там, в бхаджан-кутире Санатана Госвами, Шрила Гуру Махарадж и Кришна Дас Бабаджи проводили праздники.


 


 

Шри Чайтанья Сарасват Матх, Набадвип
http://scsmath.com | http://scsmath.ru