Шри Шри Гуру Гаурангау Джайатах

 

Джива Госвами Прабху дал нам надежную защиту

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

19 сентября 2002 г.
Калькутта, Индия

 



Перевод Муралишвара Прабху


 

Вчера мы праздновали авирбхав Шрилы Дживы Госвами Прабху, авирбхав Ваманадевы и Кришна паршваика экадаши. Каждый год в это время происходит множество событий; фактически, эти события происходят в течение всего года. Мы, последователи Шри Чайтанья Сарасват Матха, в течение одного месяца вспоминаем наших ачарий, концепцию Кришны и воспеваем святое имя. Так мы проводим весь месяц – Хари Смаран маха-махотсав. Этот месяц завершится через два дня. Хари Смаран махотсав бывает раз в год. По милости Шрилы Гуру Махараджа мы проводим его в Шри Чайтанья Сарасват Матхе с 1947 года.
Вчера был столь славный и возвышенный день. Состоялось три благоприятных праздника – махадвадаши Кришна паршваика, авирбхав Дживы Госвами Прабху и авирбхав Ваманадевы – все эти события имеют всемирное значение и являются историческими. Каждый знает славу Шрилы Дживы Госвами Прабху. Шрила Гуру Махарадж дал намек на характер и историю жизни Шрилы Дживы Госвами Прабху. Только в шлоке, прославляющей Бхактивинода Тхакура, мы видим:

шри-гаурануматам сварупа-видитам рупаградженадритам
рупадйаих паривешитам рагху-ганаир-асвадитам севитам
дживадйаир абхиракшитам шука-шива-брахмади-самманитам
шри-радха-пада-севанамритам ахо тад-датум ишо бхаван

Здесь Шрила Гуру Махарадж упомянул дживадйаир абхиракшитам. Дживадйаир – это Джива Госвами и все его последователи, такие, как Нароттам Тхакур, Шринивас Ачарья, Рамананда Прабху и др., вплоть до Шрилы Гуру Махараджа. Мы можем чувствовать это – абхиракшитам – это значит защита чистой концепции Кришны, которая была дана Шриманом Махапрабху под руководством Шри Рупы-Санатаны, защита всего богатства. И защита приходит от Дживы Госвами по милости Шримана Махапрабху, Нитьянанды Прабху и Рупы-Санатаны. Шукадева Госвами широко распространил концепцию Кришны. Но он дал нам все скрытым образом, не призывая имя Радхарани. Там были великие риши, муни, все царское собрание, и открывать концепцию Радхарани было неуместно, поскольку то, что является семейной тайной и скрытым богатством, не может быть выставлено на всеобщее обозрение. Это естественно.
С того времени, когда Джива Госвами был пятилетним мальчиком, он испытывал сильное влечение к Махапрабху и Нитьянанде Прабху по милости Рупы-Санатаны и своего отца Анупамы. Иногда мы говорим «преданный от рождения». Джива Госвами Прабху был именно таким преданным. В возрасте двенадцати лет он пришел к Нитьянанде Прабху, и тот был счастлив показать ему все места игр Махапрабху. Джива Госвами увидел их милостью Нитьянанды Прабху. Вишнуприя Деви была очень добра к нему.
Отцом Дживы Госвами был Анупама, который покинул дом вместе с Рупой Госвами и пришел во Вриндаван. Его жизнь оборвалась по воле Господа Кришны. Но Джива Госвами испытывал сильное влечение к служению Махапрабху. Нитьянанда Прабху сказал Дживе Госвами: «Ты можешь идти во Вриндаван. Махапрабху отдал это место твоей семье», и Джива Госвами был очень счастлив и тотчас же отправился туда.
Он пошел во Вриндаван, желая встретить Рупу-Санатану. На половине пути стоит Каши Дхам, где пребывает знаменитый Господь Шива. Вайшнаванам ятха шамбхух, – говорит «Шримад-Бхагаватам». Господь Шива – лидер вайшнавов. Придя в Каши, Джива Госвами обрел вдохновение от Господа Шивы: «Собери знание о концепции Кришны из всех писаний и разные другие виды знания. Я помогу тебе». С помощью Господа Шивы он жил в Каши, Бенаресе, и там, я думаю, лет за пять он изучил Веды, Веданту, Упанишады, все писания и грамматику, санскрит и все остальное. За это время он приобрел выдающиеся познания всех писаний и языка. Мы видим, что позже он составил «Хари-намамрита-вьякаран», поскольку у него были на то причины.
Эта книга – начало трудов Дживы Госвами Прабху. Вьякаран – это грамматика санскрита. Его огорчало то обстоятельство, что люди читают и не вдохновляются Господом Кришной. Поэтому Джива Госвами Прабху сказал: Кришнам упашитам…(«Кришна-самхита»). Чтобы понять содержание книги, в которой великий святой и поэт описал игры Кришны, необходимо знать санскрит. Но, изучая санскрит, люди думают: «Мы живем в пустыне – нет воды, нет экстаза, нет ничего». Джива Госвами чувствовал это. Тогда он составил «Хари-намамрита-вьякаран» и сказал: кришна упашитам – «Я опишу служение Господу, и, когда люди станут изучать Вьякаран, они найдут Его в каждом положении, каждой строке, каждой сутре; они будут поклоняться Кришне и поймут истину о Кришне и Его воплощениях, характере, поймут все – какова природа Ваманы, Тривикрама, Кешава, Нараяна, Мадхава, Говинды, каждое имя Господа».
В «Хари-намамрита-вьякаране» Джива Госвами дал нам значение всего этого в упорядоченной форме. Мы удивляемся. Когда я изучал это произведение, мой учитель, очень хороший учитель, также выражал свое удивление. Гуру Махарадж был очень счастлив, что я получил какие-то знания. Когда Джива Госвами Прабху присоединился к Рупе-Санатану, он был великим пандитом. Он мог одержать победу над дигвиджая-пандитом, над каждым. Он был наделен всеми качествами – ясным разумом, стойким здравым смыслом, всем.
Многие думают, что Гуру Махарадж занимает верховное положение в нашей сампрадае. Мы видели, что Джаджавар Махарадж и другие, когда они сталкивались с трудностями в своей духовной жизни, приглашали Гуру Махараджа в свои ашрамы. Гуру Махарадж оставался там пятнадцать дней, месяц, вел дебаты со всеми великими, великими пандитами, побеждал их и утверждал ашрам своих братьев – как в Каши Бхагават Матхе, где я был вместе с Гуру Махараджем. Дед нашего нынешнего премьер-министра был великим пандитом. Я видел его; никто не мог победить его в дебатах. Джаджавар Махарадж взмолился Гуру Махараджу: «Если мы сможем завоевать эту местность, тогда мы сумеем очень широко проповедовать в округе Манипур». В то время в Манипуре было, быть может, три тысячи пандитов. Я был очень впечатлен, наблюдая дебаты, которые Гуру Махарадж вел с ними в Мугхбедии. Я расскажу об этом в другой раз.

 


Характер Дживы Госвами Прабху был схожим. Он не уступал другим ни пяди земли. Он всегда защищал сад Рупы Госвами Прабху, на которого Махапрабху возложил ответственность за Свою сампрадаю. Санатан Госвами, Рупа Госвами и Джива Госвами – эти трое сделали сампрадаю Махапрабху столь возвышенной, по Его милости. Махапрабху уполномочил Санатана Госвами и Рупу Госвами, а Нитьянанда Прабху наделил Дживу Госвами всей силой, необходимой для служения сампрадае Махапрабху. Джива Госвами отправился во Вриндаван. Много раз Шрила Рупа Госвами Прабху отказывался дискутировать и расписывался в своем поражении. Но Джива Госвами Прабху следил за всем. Он вступал в дебаты, побеждал, и в таких ситуациях ему не было равных.
Если бхакти-лата выросла, но нет защиты, она может быть разрушена кем-угодно. Чтобы обезопасить нас от нападений чужаков, Джива Госвами Прабху дал нам всяческую защиту и не только это. Труды Шад-Госвами – Рупы Госвами, Санатана Госвами, Даса Госвами, Гопала Бхатта Госвами, Рагхунатха Бхатты Госвами – светильники истины, данные нам, были оберегаемы Шри Дживой Госвами. Он дал нам так много – «Шат-сандарбху»: «Бхагават-сандарбху», «Крама-сандарбху», «Таттва-сандарбху», «Кришна-сандарбху», «Параматма-сандарбху», «Бхакти-сандарбху», «Прити-сандарбху» и др. Также «Гопал Чампу». Я не могу вспомнить названия всех его произведений.
Баладева Видьябхушана составил пранама-мантру Дживы Госвами. Когда он писал «Говинда Бхашьям» («Веданта Бхашьям»), он опирался на знание, заключенное в «Сандарбхе». Пандиты и последователи Шанкары не принимали сампрадаю гаудия-вайшнавов. «Мы не принимаем в качестве сампрадаи течение, которое лишено определенного атрибута».
Какого? «Веданта Даршан» бхашьи (комментария к «Веданта Сутре» – прим. пер.). «Мы не считаем сампрадаей течение, которое не имеет бхашьи». Баладева Видьябхушана ссылался на Махапрабху, который говорил, что «Шримад-Бхагаватам» – это бхашья «Веданта Даршана». Поэтому наши ачарьи не составили отдельный комментарий. «Я докажу, что «Шримад-Бхагаватам» – это и есть бхашья «Веданта Сутры»!».

бхашйомам брахма сутра нам

Так говорится в писаниях, но оппоненты не приняли этого довода. Они заявили, что должен быть отдельный комментарий. Необходима отдельная книга. Тогда Баладева Видьябхушана сказал: «Дайте мне немного времени. Дайте мне десять дней, и я составлю «Гаудия-бхашью». Он назвал свою бхашью «Говинда-бхашья». Баладева Видьябхушана начал писать ее в Джайпуре, перед Божеством Говинды Дева. В ней он прославил Кришну, а затем Дживу Госвами Прабху. Он предложил поклоны Дживе Госвами.

ях самкхья панкена кутарка памшуна
вивартха-гарттена ча лупта дидхитим
шуддхам вьядхат вак судхая махешварам
кришнам са дживах расста ме гатих

Эта шлока представляет собой пранама-мантру Дживе Госвами, который устранил санкхью, подобную грязи, в которой испачкали тело Кришны недостойные люди. Посредством санкхьи, кутарка памшуна, они обсыпали пеплом тело Кришны.

ях самкхья панкена кутарка памшуна
вивартха-гарттена ча лупта дидхитим

Шанкарачарья распространил по всему миру майяваду, но Джива Госвами вычистил всю эту грязь и дал нам полноценный теизм – божественное служение Шри Кришне, Прекрасной Реальности. Так Баладева Видьябхушана молился Дживе Госвами.

йах самкхья панкена кутарка памшуна
вивартха-гарттена ча лупта дидхитим
шуддхам вьядхат вак судхайа махешварам
кришнам са дживах расста ме гатих

Вак судхая – посредством «Шат Сандарбхи» и прославлений Госвами он дал нам концепцию Кришны столь сладостным образом. Джива Госвами имел трех главных учеников – Шьямананду Прабху, Шриниваса Ачарью и Нароттама Тхакура. Он дал им прекрасное обучение и истину благословенного древа Госвами – писания; он послал это древо повсюду ради проповеди и ради того, чтобы распространить исключительное служение Махапрабху. Но в середине путешествия писания были потеряны. Их похитил Бхирамбхир, царь-разбойник в округе Бана Вишнупур. Это другая история.
По милости и воле Шрилы Рупы Госвами Джива Госвами Прабху проявил Радха-Дамодар. Все Госвами поклонялись Божествам: Санатан Госвами поклонялся Радха-Маданмохану, Рупа Госвами – Радха-Говинде; Джива Госвами – Радха-Дамодару; Кавирадж Госвами – Радха-Вриндаванчандре; Шьямананда Прабху – Шьямасундару; Гопал Бхатта Госвами – Радха-Раману и т. д. Но Джива Госвами Пранадхан почитал Радха-Дамодар. Вы знаете очень сладостный Дамодараштакам, им написанный, всем известна его сладость:

намамишварам сач-чид-ананда рупам
ласат-кундалам гокуле браджаманам
яшода-бхийолукхалад дхаваманам
парамриштам атьянто друтья гопья

рудантан мухур нетра-югмам мриджантам

Бхагаван, Верховная Личность Бога, причина всех причин, плачет в страхе, когда мать Яшода наказывает Его. Кто поверит, что такова Его природа? Рагхупати Упадьяя написал эту шлоку:

кам прати катхаитум ише
сампрати ко ва пратитим йату
го-пати-танайа-кундже
гопа-вадхути-витам-брахма

Он играет с Гопи – кто поверит в это? Джива Госвами Прабху испытывал влечение к этой божественной форме Господа Кришны и Матери Яшоды – яшода-бхийолукхалад дхаваманам.
Вы знаете Радха-Дамодараштаку, все знают ее. Скоро, через месяц, придет это время, месяц Картика. Когда Рупа Госвами Прабху был очень стар, Джива Госвами Прабху забрал его из Говинда мандира в свой храм. Там, в храме Радха-Дамодар сейчас находится самадхи Шрилы Рупы Госвами Прабху. Самадхи мандир и бхаджан-кутир Рупы Госвами дают высшее видение в храме Радха-Дамодар. Это место называется Дамодар Гхера.
Шрила Джива Госвами и Шрила Рупа Госвами очень милостивы к нам. По милости Шрилы Рупы Госвами, Кришна Даса Кавираджа Госвами Прабху и, главным образом, Шрилы Дживы Госвами, мы приобрели небольшой участок земли для нашего ашрама возле главного храма. Нам была отведена земля, чтобы мы могли построить на ней гостиницу для преданных и храм. По милости вайшнавов и Шрилы Гуру Махараджа это произошло и там проявились Божества Радха-Расабихари. Поскольку Вриндаван Дхам – это раса-стхали (место танца раса – прим. пер.), Божества Радха-Расабихари очень уместны в этом месте, и каждый день Им поклоняется наш преданный. Божества и Гуру Махарадж принимают служение от нашего Шри Чайтанья Сарасват Матха.
Под защитой Шрилы Дживы Госвами Прабху во Вриндаване мы обрели прибежище. Мы столь удачливы, в этом нет сомнений. Повсюду, где проявляет себя божественная воля Шрилы Гуру Махараджа, мы обретаем нечто такое, как Гирирадж-Говардхан. Гуру Махарадж сказал: «Если вы хотите установить ашрам, постройте что-то на Говардхане». По его милости, мы возвели на Говардхане замечательный ашрам. Но, кроме того, чтобы исполнить желание преданных, он молился Рупе-Санатану и Дживе Госвами, и мы также обрели прибежище во Вриндаване. Кришна дал нам очень много, я говорю вам. Кришна дал нам так много. Мы от всего сердца будем совершать служение Кришне. Это наше стремление. Что еще я могу сказать?
Нет конца славе Дживы Госвами Прабху, о которой можно поведать. Сегодня также день явления Бхактивинода Тхакура. Это столь славный, возвышенный день для нас. В этот день Прабхупад Сарасвати Тхакур раздавал обычным людям прасадам с утра до вечера. В другой раз я попытаюсь прославить Шрилу Бхактивинода Тхакура. Мое здоровье расстроено, и в один день невозможно прославить всех. Я рассказал что-то о славе Дживы Госвами Прабху. Сегодня Ваманадева авирбхав – также великая удача для этого мира. Все необходимо предлагать Господу – этот великий пример дал нам Бали Махарадж. Он был великим воином. Все полубоги потерпели поражение от его руки. По милости Ваманадевы в мире, в брахманде, воцарился мир. Ваманадев – воплощение Господа Кришны.

эте чамас-калах пумсах
кришнас ту бхагаван сваям
индрари-вьякулам локам
мридаянти юге юге

Данная шлока записана в «Бхагаватам» (1.3.28). Что бы вы ни собирались сделать, совершайте севу Шри Шри Гуру Гауранге Гандхарва-Говинда Сундару. То было желание нашего Гуру Махараджа, нашего Парам Гурудева, и мы будем следовать ему, насколько это в наших силах. Могу ли я сказать что-то еще? Я постараюсь прославить в другой раз... Я попытаюсь рассказать о даре Шрилы Бхактивинода Тхакура этому миру. Сегодня я хочу завершить на этом свое выступление.

 


 

Шри Чайтанья Сарасват Матх, Набадвип
http://scsmath.com | http://scsmath.ru