Слава Шри Гуру и Шри Гауранге!
		
	
	
		
			 Беседа Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа
		
	
	
		
			 в Шри Чайтанья Сарасват Сева Ашраме, Соквел, Калифорния
		
	
	
		
			 25 сентября 2004 года
		
	
	
		
			 Черновая транскрипция подготовлена Амией Канти Деви Даси; проверена Шрипадом Б. П. Тиртхой Махараджем и Маханандой Дасом Б. Р.
		
	
	
		
			  
		
	
	
		
			 Сегодня очень благоприятный день — день явления Шрилы Дживы Госвами Прабху, великого ачарьи и защитника нашей сампрадаи. Шрила Гуру Махарадж сказал: дживадйаир абхиракшитам — вся наша сампрадая со всем ее богатством пришла от Дживы Госвами Прабху Рупа-Санатана дали столь много, а Джива Госвами Прабху защищал это от других школ религии, таких, как школа Шанкарачарьи и философия санкхья атеиста Капилы. Они стремились утвердить концепцию ниракара-нирвишеша-брахмы (имперсонализм, идею недифференцированного бытия), но Джива Госвами Прабху аутентичным и мудрым образом опроверг их положения. Он утвердил ачинтья-бхедабхеда-сиддханту Шри Чайтаньи Махапрабху.
		
	
	
		
			 Джива Госвами родился в Бакла Чандрадвипе как сын Анупамы. Анупама был братом Рупы-Санатаны. После того как Дживе Госвами исполнилось, быть может, двенадцать лет, он пришел в Навадвип и встретился с Нитьянандой Прабху. Нитьянанда Прабху показал ему всё, все места игр Махапрабху Чайтаньядева. Вишнуприя Деви отнеслась к нему как к сыну и оказала ему полную любви заботу. Нитьянанда Прабху провел Дживу Госвами по всему Навадвип-дхаму и дал ему указание: «Махапрабху Чайтаньядев доверил всем вам Вриндаван-дхам, поэтому иди во Вриндаван. Я даю тебе Свои благословения, нежность, любовь, все. Ты должен утвердить сампрадаю Махапрабху».
		
	
	
		
			 Джива Госвами отправился туда, а по пути получил образование в Бенаресе, Каши. Он приобрел обширные познания во всех писаниях: Ведах, Веданте, Упанишадах, Пуранах, ньяе. Пять лет ему потребовалось для того, чтобы завершить свое образование. Он знал, что если придет к Рупе-Санатане, его будет ждать только служение. Он получил образование ради того, чтобы совершать служение самым прекрасным, искусным и аутентичным образом.
		
	
	
		
			 Из Бенареса он пришел во Вриндаван к Рупе-Санатане, принял у них прибежище и стал жить в обществе Рупы Госвами Прабху. Он принял от Рупы Госвами дикша-мантрам и всегда служил ему. Все вайшнавы, все Госвами — особенно Рупа-Санатана, Бхатта Рагхунатх, Гопал Бхатта, Дас Госвами — все опекали его и относились к нему с великой любовью. Живя во Вриндаване, Джива Госвами служил всей сампрадае. По указанию Рупы Госвами он явил и основал храм Радхи-Дамодара, а когда Рупа Госвами состарился, он забрал его жить туда. В храме Радхи-Дамодара мы можем увидеть бхаджан-кутир Рупы Госвами и его самадхи, самадхи Кришнадаса Кавираджа Госвами, самадхи Дживы Госвами и других.
		
	
	
		
			 Однажды Радха-Дамодар захотел дать мне служение, но я не принял его, поскольку у меня не было достойного человека, который служил бы от всего сердца и с полной преданностью. Редко можно найти такого человека. Я не мог принять это служение за деньги, совершить коммерческую сделку, но Рупа Госвами столь милостив и Шрила Джива Госвами столь милостив, — они дали участок земли, примыкающий к месту Рупы Госвами. Эта земля — часть территории храма Радхи-Дамодара. И при необычных обстоятельствах, но легально я получил эту землю благодаря «мертвому» телефону! Телефон не работал, и я поднял трубку, чтобы проверить, молчит ли он по-прежнему, и неожиданно один человек из Вриндавана, Кришна Валлабха, «возник» на линии и сказал: «Махарадж, магистрат назначил срок в пятнадцать дней. Если в течение пятнадцати дней вы купите этот участок, то получите землю Дживы Госвами Прабху».
		
	
	
		
			 Я был очень удивлен! Но где же взять столь большую сумму в течение пятнадцати дней? Кто оформит все юридические документы за этот срок? И Кришна Валлабха сказал: «О деньгах не беспокойтесь. Деньги я найду, но вы пришлите сюда своего человека». Я отправил Пурнананду и велел ему оформить перевод земли на имя Шри Чайтанья Сарасват Матха. Джива Госвами очень милостив и Рупа Госвами очень милостив, поэтому они дали эту землю. Я немедленно начал служение там. Сейчас там стоит трехэтажное здание и прекрасный храм Шри Шри Гуру Гауранги Радхи-Расабихариджиу. Внутри храма находится пушпа-самадхи Шрилы Гуру Махараджа. Когда вы придете туда, вы увидите его.
		
	
	
		
			 Характер Дживы Госвами Прабху был очень тверд. Он был великим знатоком санскрита и священных писаний. Иногда он даже исправлял произведения Рупы Госвами. Много раз Рупа Госвами говорил ему: «Джива, посмотри, нет ли здесь ошибок».
		
	
	
		
			 Джива Госвами помогал в составлении «Шат-сандарбх», наиболее философских писаний в сампрадае Махапрабху. Джива Госвами сказал: «Эти произведения пребывали в хаотичном виде, поэтому я привел их в порядок». Такое объяснение он дал, но в действительности именно он написал их.
		
	
	
		
			 Однажды случилось так, что Валлабха Бхатта, великий ученый того времени, увидел небольшой изъян в шлоке Рупы Госвами и обратился к нему: «Рупа, здесь небольшая ошибка. Ты можешь исправить ее так-то и так-то». Рупа Госвами всегда оказывал почтение всем и каждому: он с уважением относился к Валлабхе Бхатте и внес исправление. Но Джива Госвами знал, что написанное Рупой Госвами безукоризненно. Он отправился набрать воды из Ямуны и по дороге встретил Валлабху Бхатту. Он сказал ему: «Я думаю, что шлока, которую вы пытались исправить, не содержит ошибок».
		
	
	
		
			 Валлабха Бхатта обсудил с Дживой Госвами эту шлоку и был очень счастлив, обнаружив, что Джива Госвами прав. Он вернулся к Рупе Госвами и сказал:
		
	
	
		
			 — Рупа, я попросил тебя исправить одну шлоку, но в этом не было необходимости. Она безупречна. Оставь все, как есть.
		
	
	
		
			 Затем он спросил:
		
	
	
		
			 — Кто этот мальчик лет семнадцати или восемнадцати?
		
	
	
		
			 Рупа Госвами ответил:
		
	
	
		
			 — Он мой племянник и живет со мной. Это мой ученик.
		
	
	
		
			 Валлабха Бхатта заметил:
		
	
	
		
			 — Он высокообразован и великий пандит. Он опроверг мою точку зрения.
		
	
	
		
			 Рупа Госвами Прабху несколько рассердился на Дживу Госвами: «Он [Валлабха Бхатта] твой Гуру. Почему ты стал исправлять его? С таким умонастроением ты не можешь оставаться в моем обществе. Уходи из моей кунджи. Возвращайся в дом своего отца в Бакла Чандрадвипе. Уходи обратно».
		
	
	
		
			 Джива Госвами Прабху был очень опечален. Он думал: «На что мне жизнь, если я не могу служить моему Гуру Махараджу?»
		
	
	
		
			 Возможно, в Вамшивате, под деревом, Джива Госвами Прабху написал книгу «Шри Гопал-чампу». Шри Гопал был его хорошим другом, и он был привязан к сакхья-расе в кришна-лиле. Джива Госвами сказал ему: «Я сохраню в нашей линии сакхья-расу и напишу для тебя книгу, ради твоего счастья». Джива Госвами помнил это обещание и написал «Шри Гопал-чампу».
		
	
	
		
			 В это время Санатана Госвами встретил Дживу Госвами и увидел, что тот совершает прая-упавешам, не пьет даже воду и хочет оставить тело. Санатана Госвами пришел к Рупе Госвами и спросил:
		
	
	
		
			 — Рупа, не мог бы ты сказать мне, в чем заключается учение Махапрабху?
		
	
	
		
			 Рупа Госвами сказал:
		
	
	
		
			 — Да: дживе-дойа, наме-ручи, ваишнава-сева. Служить вайшнавам, дживе-дойа — проявлять доброту к дживам-душам, одаривать их сознанием Кришны, и наме-ручи — воспевать Святое Имя, всегда призывать Харинам. Это служение. Таково учение Махапрабху.
		
	
	
		
			 Тогда Санатана Госвами заметил:
		
	
	
		
			 — Ты сказал «дживе-дойа», но Джива умирает. Не прогоняй Дживу. Он хороший мальчик.
		
	
	
		
			 Рупа Госвами пришел к Дживе и сказал: «Джива, вернись обратно». Он дал ему всю полноту служения и, более того, поставил его во главе служения — он дал ему все.
		
	
	
		
			 Сегодня авирбхава Дживы Госвами. Майавада, санкхьявада, буддхавада — он опроверг все вады и утвердил ачинтья-бхедабхеда-таттву через «Шат-сандарбху».
		
	
	
		
			 Джива Госвами написал множество книг. Одна из них — это прекрасная книга, которую я очень люблю: «Хари-намамрита-вьякаран», грамматика санскрита. Она уникальна. Нам трудно представить, что всякое слово указывает на Кришну. Грамматика есть грамматика, но он составил пособие по грамматике в линии сознания Кришны. Это непостижимо. Однако каждое слово в грамматике, каждая тема порождены сознанием Кришны. Я читал эту книгу по грамматике и был очень счастлив. Я чувствовал, что моя жизнь успешна. В действительности я не знаю санскрита, но, по милости Дживы Госвами и Гуру Махараджа, я известен своими познаниями в санскрите. Однако, на самом деле, они не столь выдающиеся. Чтобы понимать санскрит, требуется большая квалификация. Но Гуру Махарадж наделил меня живым пониманием, и я могу наслаждаться санскритом благодаря нему.
		
	
	
		
			 Гуру Махарадж дал мне в учителя д-ра Долгобинду Шастри. Он очень хороший учитель. Он все еще живет в Куттаке, штат Орисса.
		
	
	
		
			 Сегодня день явления Дживы Госвами Прабху. Весь свет, вся сила, вся красота и вся прекрасная концепция сознания Кришны — все это пришло к нам через Дживу Госвами Прабху. Это наше богатство. Богатство жизни, богатство духовного мира — то, что дал Джива Госвами, — не давал никто другой.
		
	
	
		
			 Баладева Видьябхушана вознамерился победить ачарью Шри-сампрадаи, того ее ответвления, что известна как секта рамананди. Они бросили вызов Баладеве Видьябхушане: «У вас нет «Веданта-бхашьи»!» В ответ Баладева Видьябхушана составил «Говинда-бхашью».
		
	
	
		
			 Махапрабху не составил «Веданта-бхашью» и Джива Госвами не составил «Веданта-бхашью» как таковую. «Бхашья» значит объяснение, интерпретация. Однако Джива Госвами дал ее.
		
	
	
		
		
		
 йах санкхйа-панкена кутарка-памсуна
 
			вибартта-гарттена чха луптадидхитам
 
			стаддхам вйабхадхак-судхайа махешварам
 
			кришнам са дживах прабхурасту ме гатим
		
	
	
	
	
		
			 «Он — высший защитник нашей сампрадаи от всевозможных нападок, и я кланяюсь его лотосоподобным стопам».
		
	
	
		
			 Он утвердил положение Кришны, Который есть Парамешвара, сат-чид-ананда-виграха, Который есть анади и анадир-ади, Которого зовут Говинда, Который является Причиной всех причин. То, что написано в «Брахма-самхите», утверждено в этом мире Дживой Госвами Прабху.
		
	
	
		
			 Сегодня также авирбхава Ваманадева. Знаете ли вы о Ваманадеве? Он явился, чтобы учить Бали Махараджа. Бали Махарадж начал проводить большое огненное жертвоприношение, на которое собрались многие великие личности. Если бы он успешно завершил его, он смог бы победить всех и навсегда покорить небеса и другие миры. Ради этого, по приказу Шукрачарьи, Бали Махарадж начал проводить великое жертвоприношение. Все небожители были очень напуганы. Они пришли к Господу Кришне, и Кришна принял форму Ваманадева. Его имя — Адитинандан. В день жертвоприношения он пришел к Бали Махараджу, ученику Шукрачарьи.
		
	
	
		
			 Он пришел в образе нищего брахмина маленького роста. Увидев Его, Бали Махарадж произнес:
		
	
	
		
			 — Я пообещал, что в это время, если кто-либо пожелает получить от меня что-либо, я дам ему это. Так скажи мне, мальчик-брахман, чего же Ты хочешь?
		
	
	
		
			 Шукрачарья, будучи высококвалифицированным брахмином, понял, что мальчик-брахман — Сам Вишну, а не брахман, и что Он желает забрать у Бали Раджи все. Тогда он сказал Бали Радже:
		
	
	
		
			 — Этот мальчик — не брахман. На самом деле Сам Вишну пришел к тебе, чтобы попросить о чем-то. Но если ты дашь Ему это, то потеряешь все.
		
	
	
		
			 Бали Махарадж ответил:
		
	
	
		
			 — Я пообещал, что сейчас, кто бы и о чем бы меня ни попросил, я дам ему это.
		
	
	
		
			 Он сказал:
		
	
	
		
			 — О брахман, скажи мне, чего Ты хочешь.
		
	
	
		
			 И Вамана заявил:
		
	
	
		
			 — Я хочу земли — три пяди земли, отмеренных Моими стопами.
		
	
	
		
			 — Да, я обещаю, что дам ее Тебе.
		
	
	
		
			 Он взял сосуд для воды, камандалу, и вознамерился произнести санкалпа-мантрам (ведическая формальность, распространенная в те времена). Шукрачарья был очень встревожен и проник в горлышко камандалы, таким образом закупорив его. Он просунул туда свою голову, чтобы вода не могла стечь.
		
	
	
		
			 — Что произошло?
		
	
	
		
			 Вамана:
		
	
	
		
			 — Ничего, Я прочищаю сосуд.
		
	
	
		
			 Он взял травинку куша и просунул ее в отверстие сосуда — один глаз Шукрачарьи был выколот. Шукрачарья вышел из сосуда. Вода для санкалпы вылилась из сосуда, и Бали предложил ее Ваманадеву.
		
	
	
		
			 Тогда Ваманадев сказал:
		
	
	
		
			 — Теперь Я могу ступить на землю. Какую землю ты дашь?
		
	
	
		
			 — Любую землю — в этом мире или ином, где Ты пожелаешь.
		
	
	
		
			 — Я хочу сваргу, мартью, паталу — небеса, средние миры и подземные миры.
		
	
	
		
			 Затем первым шагом Он завладел сварга-локой, а вторым — мартья-локой. Бали Махарадж спросил:
		
	
	
		
			 — Куда Ты сделаешь Свой третий шаг?
		
	
	
		
			 Бали Махарадж остался с пустыми руками, поскольку сварга и мартья были захвачены. Тогда он отдал патала-локу. Когда Ваманадев забрал сваргу-мартью-паталу, Он попросил Бали Раджу:
		
	
	
		
			 — Дай мне дакшину!
		
	
	
		
			 Но Бали Махарадж ответил:
		
	
	
		
			 — Какую дакшину я дам Тебе? У меня ничего нет. Я уже отдал Тебе сваргу-мартью-паталу.
		
	
	
		
			 Тогда Ваманадев сказал:
		
	
	
		
			 — Поклонись, и Я поставлю стопу на твою голову.
		
	
	
		
			 Он дал благословение Бали Махараджу и сказал ему:
		
	
	
		
			 — Я очень доволен тобой. Отправляйся в патала-локу и живи там. Иди.
		
	
	
		
			 Бали Махарадж:
		
	
	
		
			 — Хорошо, я сделаю так, как Ты прикажешь.
		
	
	
		
			 Ваманадев сказал:
		
	
	
		
			 — Я очень доволен тобой. Прими от Меня дар.
		
	
	
		
			 Бали Махарадж:
		
	
	
		
			 — Если Ты удовлетворен мной, навеки останься привратником здесь, в этой патале, обители, которую Ты избрал для меня.
		
	
	
		
			 Ваманадев исполнил его просьбу.
		
	
	
		
			 Сегодня мы празднуем авирбхаву, явление Ваманадева, вамана-двадаши. Каждый год это очень специфический вид двадаши, поскольку иногда происходит вишну-шринкала-йога, и в это время экадаши устраняется, а вишну-шринкала занимает место двадаши. Как бы то ни было, вчера была вишну-шринкала, а сегодня вамана-двадаши, поэтому мы отмечаем два события: вишну-шринкала-двадаши и день явления Дживы Госвами. Все эти благоприятные события отмечаются сегодня.
		
	
	
		
 Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джая!